10 марта председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Антон Цветков направил обращение главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову с предложением ввести в школах обязательный зачет по правилам дорожного движения для пешеходов (ПДД). В последнее время в сфере образования выдвигается немало законодательных инициатив. Но все ли они идут на пользу учащимся? Лента.ру попробовала в этом разобраться.
Цветков считает, чтокурсПДД совершенно необходим, так как сейчас лишь отдельные элементы правил дорожного движения даются в рамках курса Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), и этого недостаточно. Изучение ПДД пешеходом вроде как необязательно и фактически отдано на откуп семье, родителям, которые должны прививать своим детям культуру поведения на дороге. Должны, но далеко не всегда они так делают, мы все это прекрасно понимаем. Считать, что молодой человек как-то и где-то самостоятельно научится культуре поведения пешехода, в корне неверно, пояснил Цветков.
Школьное образование в идеале отражает ценности и задачи, которые общество ставит перед новым поколением, и, безусловно, требует тщательного планирования. Прежняя советская образовательная система отличалась жестким учебным планом, который разрабатывался государством. Этот план был единым для всех общеобразовательных учреждений. Педагогическим инициативам самой школы или учителей места почти не отводилось.
Последние пару десятилетий российское общество постоянно перестраивается, что отражается и в сфере образования.
В феврале текущего года министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев в ходе рабочего заседания правительства региона сообщил, что учащихся местных школ обяжут ежедневно исполнять российский гимн перед первым уроком. Учить гимн предполагалось на специальных занятиях с последующей оценкой исполнительского мастерства по пятибалльной системе.
Урок пения Фото: Андрей Пронин / ТАСС
В школах исполнение гимна будут включать в сценарные планы торжественных мероприятий, поводить чествование отличников мероприятий и учебы с исполнением гимна, прокомментировал нововведение Аникеев. Соответствующий приказ О популяризации гимна РФ в образовательных организациях Калужской области позднее был утвержден региональным профильным министерством.
В Минобрнауки РФподдержализаконодательную инициативу калужских властей. Уверены, их примеру последуют школы и в других регионах России, заявила первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк. По ее мнению, регулярное исполнение гимна в школах позитивное начинание, способствующее патриотическому воспитанию детей. Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова также положительно отнеслась к нововведению: Я не вижу в этом ничего плохого. Наоборот, в любой нормальной стране чтут флаг и гимн. Если дети знают гимн своей родной страны, я считаю, что это нормально.
Инициативу калужской администрации подхватили и в Петербурге. В комитете по образованию рассказали, что в Кадетской школе в Пушкинском районе гимн исполняется кадетами и воспитанниками еженедельно (каждый понедельник) на общем построении после поднятия государственного флага РФ.
В Госдуме, однако, нововведениеназвалипопулистским. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по образованию Михаила Берулава, распевать гимн каждый день неправильно. Вполне достаточно, чтобы каждый выпускник школы знал слова гимна и умел его исполнять.
Идея калужского министра перекликается с обновленной госпрограммой Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы. Авторы программы,опубликованной20февраля, поясняют, что в последние годы патриотизма в стране не прибавилось, а между тем внешнеполитическая ситуация того требует. Среди основных ее задач указываются создание прочной моральной основы в государстве и обществе, привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения к высшим институтам государственности, прежде всего президенту, почитания символов государства герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества. Уроки патриотизма дифференцируются по возрастному принципу и рассчитаны для подростков (11-17 лет), а также молодежи и людей зрелого возраста. Проект, рассчитанный на пять лет, предварительно оценивается в два миллиарда рублей.
Занятие по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в школе Фото: Алексей Куденко / РИА Новости В скором времени уроки ОБЖ вероятно будут серьезно видоизменены
Немногим ранее, 10 февраля, в Общественной палатеобсудиливозможность введения в школах в рамках дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), так называемого урока трезвости. Султан Хамзаев, руководитель проекта Трезвая Россия, сообщил, что планирует обратиться к министру образования РФ с просьбой рассмотреть возможность переформатирования ОБЖ. Это важный предмет, но его программа сильно устарела. Современные угрозы сейчас уже не такие, как 30 лет назад, пояснил Хамзаев. По его мнению, рассказывать россиянам о вреде алкоголя нужно с малых лет, причем делать это необходимо не только в семье, но и в школе. Хамзаев в своей речи отметил, что такого рода уроки являются неотъемлемой частью комплексного подхода к решению проблемы алкоголизма и наркомании в России.
Необходимые сведения о вреде алкоголя, а также сигарет и наркотиков предоставит 15-минутный видеоролик, созданный в августе прошлого года и нагляднодемонстрирующийвсю пагубность последствий употребления алкоголя и табака. Хотя это информационно тяжелый контент, содержащий много негатива, мы постарались разработать его так, чтобы в результате возникал позитив. Мы даем возможность ребенку прийти к самостоятельному выводу, конечно, мы его к этому ведем, но он должен ощущать, что это его собственный выбор, подчеркнул Хамзаев.
Судя по информации, размещенной насайтеТрезвая Россия, Урок трезвости планируется вводить в школьную программу с начальных классов. В пресс-релизе Общественной палаты упоминается, что ролик уже демонстрировался учащимся нескольких российских регионов и получил поддержку руководителей областных администраций. Будет ли демонстрироваться школьникам видеопособие один раз (например, в первом классе) или же регулярно, не сообщается.
К слову, с алкоголем и табаком уже активно борются в Саратовской области. Еще год назад было выпущено методическоепособиедля учителей Здравый толк с информацией по продвижению идеи трезвого, здорового образа жизни среди школьников. Авторы брошюры региональное общество трезвости и здоровья вместе с молодежным движением Трезвый Саратов, а также педагоги местных школ. По даннымсайтадвижения, на основе методички разработана пятичасовая программа, включающая теоретическую, практическую и экспериментальную части (влияние алкоголя и никотина на организм человека демонстрируется в том числе и экспериментально). Приложение к методическому пособию DVD с лекциями и фильмами, такими как Технология спаивания, Секреты манипуляции. Алкоголь и другие.
Ученики на уроке религиоведения Фото: Александра Мудрац / ТАСС
Русская православная церковь также внесла свою лепту в дело совершенствования образовательной программы. В январе патриарх Кирилл заявил о необходимости расширить школьный курс религии. По словам патриарха, процветание радикализма напрямую связано с религиозной безграмотностью населения, и бороться с экстремизмом нужно не только силовыми методами, но и через преподавание курса Основ религиозных культур в школе. Глава РПЦ уточнил, что ограничение курса 34 академическими часами в четвертом классе может свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы церковью, государством и обществом по духовно-нравственному воспитанию школьников. Предстоятельпредложилизучать этот предмет в течение восьми лет со второй по девятый класс.
Авторам всех этих инициатив неважно, регионального или федерального уровня все же важно не забывать, что школа государственное учреждение, в котором учащиеся должны получать фундаментальные знания для дальнейшей интеграции в социум. Время, отведенное для изучения основного школьного курса, ограничено, и внедрение в систему дополнительных программ может негативно сказаться как на успеваемости школьников, так и на качестве усвоения базового материала. Причем преподаватели и инфраструктура зачастую не обеспечены соответствующими ресурсами. Реализация новых образовательных программ вполне возможна в виде факультативов или спецкурсов по выбору, как это практиковалось в советское время, но только не за счет базового образования.
3-й
Москва, 1-й Краснокурсантский пр., 1/4
|
5-й
191023 г.Санкт-Петербург улица Зодчего Росси дом 2 Телефон: + 7 (495) 629 70 62; +7 (495) 629 78 58
|
4-й
197183, Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая д.6 (главное здание) Телефон: (812) 430-60-40
|
3-й
105064, Москва, Гороховский пер., 4; телефон приемной комиссии: +7 (499) 261-31-52.
|