Мы решили разобраться, почему в этом году апелляционные комиссии так жестко обращались с ребятами, пытавшимися оспорить баллы ЕГЭ
На этот раз шум поднял историк, автор учебников и преподаватель подготовительных курсов Института стран Азии и Африки МГУ Александр Морозов: в столице на апелляции, мол, специально валили ребят. Дети уходили после разговоров с экспертами униженные, в слезах.
- Складывается впечатление, что главной целью на ней стало любым способом не допустить повышения баллов! - горячился Морозов в разговоре со мной. - Подчеркну: их не снижают, но и не повышают даже в очевидных ситуациях. В ход идут самые мелочные придирки - не так выразился, недостаточно точно написал. С учителями на апелляцию приходить нельзя, а родителей там игнорируют!
Педагога поддержали родители и учителя ведущих школ Москвы. Они отправили письмо в Департамент образования Москвы:
Ситуацию можно охарактеризовать как неоправданную жесткость и даже жестокость в отношении выпускников... Еще несколько лет назад ситуация была иная. В 2010 г. была удовлетворена 501 апелляция из 729, в 2012 г. - 738 из 1265, т. е. около 60%. Однако с 2013 г., по общему впечатлению, был взят курс на ужесточение подхода к апелляциям. Эксперты стоят насмерть даже в случаях, которые многим специалистам представляются очевидными. В ход идет все - придирки к фактическим неточностям, расширенное и очень вольное толкование критериев оценивания, даже прямое искажение информации и психологическое давление на учащихся.
Правда, поезд уже ушел, время апелляций закончилось. Детям поступать в вузы в этом году придется с теми баллами, что есть.
Но что же происходило? Действительно ли к москвичам комиссии относились более придирчиво, чем к ребятам в других регионах?
ПОВЫШАТЬ НЕЛЬЗЯ
Официальных ограничений, на сколько баллов можно изменить оценку во время апелляции, нет. Но на деле больше 2 - 3 баллов не накинут, как ни старайся. За школьными кулисами шепчутся, что за повышение оценки Рособрнадзор по головке не погладит.
- Я слышал, что одной учительнице в апелляционной комиссии заявили: будете поднимать баллы - денег не получите, - утверждает Александр Морозов. - Мой опыт, однако, показывает, что прямых рычагов воздействия нет, но дается определенная установка. Если человек не будет ей следовать, то он может поссориться с определенными людьми и лишиться статуса. И на работу эту его в следующем году не возьмут.
Более того, проверяющие могут не то что баллов не дать - еще и оштрафуют! А дети просто боятся связываться с апелляцией. Спорить со взрослыми экспертами решаются лишь самые отчаянные.
ЕЩЕ БЫ ПОПРОСИЛИ НАЗВАТЬ 300 СПАРТАНЦЕВ ПОИМЕННО
Апелляция - это такая финальная схватка добра и зла в битве за поступление в вуз по ЕГЭ. Последний шанс хоть немного прибавить баллы. В вузах бешеный конкурс, и даже одно очко может решить судьбу. Или по крайней мере спасти от коммерческого отделения, дав возможность учиться на бюджете.
В прошлом году претензии были к экспертам, сидевшим в комиссии, которая разбирала апелляции по литературе.
- У нас всегда должен действовать принцип: все сомнения - в пользу ученика, - напутствовал тогда учителей-экспертов, на которых обрушился гнев родителей, глава Департамента образования Исаак Калина. - Да, может быть, это будет удар по профессиональному самолюбию. Но, я думаю, удар по профессиональному самолюбию - это меньшая потеря, чем удар по человеческому самолюбию.
И вот новый скандал. Теперь - с ЕГЭ по истории.
Моя дочь написала, что одним из отличий политики Павла было урезание привилегий дворянства, отмена Жалованной грамоты, - пишет в соцсети ее папа. - Придирались к тому, что она не перечислила, что именно содержала Грамота! Прямо как в анекдоте, где экзаменатор, желая срезать студента, потребовал назвать всех 300 спартанцев поименно!
Спрашивалось, кто был дядей царствующей императрицы Анны Иоанновны. Дочь написала: Петр I. Надо было написать: император всероссийский Петр I, - негодует другой папа.
Дочь пишет про деятельность Ярослава Мудрого: укрепление православия, строительство храмов. Сделали замечание: храмы не имеют никакого отношения к православию! На недоуменный вопрос несчастного ребенка последовали длинные рассуждения эксперта, что вот она, дескать, в храмы не ходит, а молится иконке дома, значит, храмы здесь ни при чем, - приводит пример волюнтаризма мама.
Дочь написала, что одним из направлений деятельности Павла была культурная политика. Возразили: культурная политика - не направление, а область политики! Кто-нибудь сможет доказать мне, что это не казуистика? - еще одна недоуменная жалоба.
ДЕТИ ПРОСТО НЕ ПОНЯЛИ, ЧТО ТРЕБУЕТСЯ!
Наконец, поговорив с учителями, репетиторами и родителями, я созвонилась с Игорем Данилевским, председателем предметной комиссии ЕГЭ по истории, завкафедрой истории идей и методологии исторической науки Высшей школы экономики.
- Кто давал указания заваливать детей на апелляции? - спросила я строго.
- Да никому на апелляции баллы не снижали! А если кто-то столкнулся с хамством или придирками, нужно было сразу обратиться в конфликтную комиссию или в Департамент образования. Баллы снижали на самом экзамене за фактические ошибки. Просто дети часто не понимают, что от них требуется в задании. Например, надо привести аргументы, подкрепленные фактами. И ребенок путает аргумент и факт.
Дети не знают, чем отличаются понятия направление и сфера деятельности. Направление подразумевает конкретную цель. Если я вас спрошу, куда вы едете, вы же не ответите - на метро! Недостаточно просто написать, что был принят закон. А с какой целью он принимался? Условно говоря, Ярослав Мудрый принял Русскую правду или строил храмы - а зачем?
Проблема действительно есть, не спорю. Но не в апелляции, а в том, что задания и критерии их оценки сформулированы расплывчато. По гуманитарным дисциплинам это очень сложно сделать. По математике, например, гораздо проще. Мы хотели в заданиях буквально от сих до сих прописать, что требуется от детей. Но нам ответили, что тогда ребенок получает готовую схему ответа. А этого нельзя делать, потому что он должен уметь рассуждать.
СКАЗАНО
Глава Рособрнадзора Сергей КРАВЦОВ:
Жалуйтесь нам!
- Мы начинаем подробный мониторинг Единого госэкзамена. По каждому предмету ЕГЭ будут подготовлены аналитические справки, чтобы на их основе принимались решения по совершенствованию качества образования. Все желающие могут прислать свои предложения по совершенствованию ЕГЭ и его процедуры на электронный ящик [email protected]
ПОДВОДЯ ИТОГ
Так был ли заговор
Существовал ли тайный приказ валить столичных выпускников? Член Общественной палаты по образованию в Москве, лауреат премии Учитель года Москвы-2004 Андрей Лукутин считает, что нет.
- Эксперты не могут давать детям баллы за жалобные глаза и рассказы о том, как они хотят поступить в вуз их мечты, - считает Андрей Владимирович. - Иначе другие дети, те, кто не стал подавать апелляцию, окажутся в проигрышном положении. Более того, школьники сейчас столько занимаются с учителями и репетиторами, тратят столько времени, денег и сил на подготовку, что они просто не могут сказать: Я плохо сдал ЕГЭ. И репетитор не может сказать, что за родительские деньги он выучил ученика лишь на 65 баллов, а не на все сто. Конечно, в такой ситуации проще всего обвинить проверяющего.
В конечном итоге все зависит от настроя апелляционной комиссии. Скажут: Решать все в пользу ученика - будет детям счастье. Велят ужесточить экзамен - начнутся слезы и скандалы. А вот какие именно указания получат проверяющие, зависит от региона.
Хоть ЕГЭ и федеральный экзамен, но проводят его местными силами. В Москве требования к школьникам жестче и учителя посильнее. Экспертов в апелляционных комиссиях на жалость не возьмешь. На местах же, особенно в небольших городках, где все друг друга знают, ну как не пойти навстречу детке...
3-й
Москва, 1-й Краснокурсантский пр., 1/4
|
3-й
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6 Телефон: 8 (812) 329-71-35.
|
3-й
105064, Москва, Гороховский пер., 4; телефон приемной комиссии: +7 (499) 261-31-52.
|
5-й
191023 г.Санкт-Петербург улица Зодчего Росси дом 2 Телефон: + 7 (495) 629 70 62; +7 (495) 629 78 58
|