Студентки медицинского университета им.Пирогова просят отменить новый приказ администрации
Студентам Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова (второй мед, РНИМУ) запретили ходить в одежде, способной оскорбить политические и религиозные чувства окружающих.
В документе отмечается, что недопустимо носить одежду, указывающую на принадлежность к той или иной национальности или религии, в том числе национальные головные уборы.
Соответствующий приказ ректората, опубликованый на сайте вуза в середине сентября, вступит в силу первого ноября.
Если отбросить все детали, то можно смело сказать, что студенткам, исповедующим ислам, не оставили выбора. Снимать хиджаб они не собираются, а значит после нескольких выговоров будут отчислены из университета.
Тема сразу стала обсуждаться в социальных сетях и внутри университетского сообщества. Чтобы прояснить ситуацию и быть услышанными, студенты пришли на встречу с ректором Московского исламского института (МИИ) Дамиром Хайретдиновым, организованную руководством медицинского университета. Побывал там и корреспондент Кавказской политики.
Встреча для своих
Попасть в здание было не так просто, около часа я простояла на входе, пускали только своих. Пригласившая нас на встречу студентка Айша сразу посоветовала не предъявлять журналистское удостоверение. Так что я топталась у проходной в компании сочувствующих студентов из других университетов, которые пришли на встречу, чтобы поддержать девушек второго меда.
Я не понимаю: мы же живем в светском государстве, это противоречит Конституции. Кому какая разница, какой головной убор я ношу, говорит Аня, одна из студенток. Сама она учится в университете им.Плеханова. Мне никогда не делали замечаний по поводу платка. Все с уважением относятся к нашему выбору и к нашей религии. Мы даже как-то просили комнату для намаза. Этот вопрос рассматривали, но реализовать задумку не получилось, добавляет девушка.
Да, подхватывает ее друг, я не понимаю, чем платок или хиджаб может помешать, особенно врачу: он закрывает волосы точно так же, как медицинская шапочка, просто еще закрыта и шея.
Пока мы обсуждали новые правила второго меда, к проходной вернулась Айша сказала, что попросила нас всех пропустить в университет как родственников. Пока мы шли до аудитории, где уже шло собрание, девушка рассказала, что учится здесь уже шестой год. Пять лет ее внешний вид никого не оскорблял и не мешал ей усваивать знания. Теперь, когда ей осталось доучиться всего полтора года, она рискует вместо диплома врача получить справку со списком прослушанных лекций.
Снимать хиджаб или отчисляться?
В почти полной аудитории сидели студенты и внимательно слушали выступавшего Дамира Хайретдинова. Я не сразу поняла, в чем дело. На собраниях принято обсуждать, а здесь говорил только один выступающий причем явно не о новом приказе руководства медицинского университета.
Некоторые студенты все время выступления поднимали руки, надеясь попросить слово, перебивать ректора МИИ никто не решался. Только через час после начала собрания (которое на самом деле было самой обычной лекцией) одному из сидящих в зале студентов наконец дали слово.
Простите, нам бы хотелось узнать, что делать с хиджабами, снимать их или отчисляться из университета?
Дамир Хайретдинов растерялся, признавшись, что прибыл во второй мед совсем по другому вопросу.
Честно говоря, я не знал, что есть такая проблема. Я думал, что меня пригласили в университет прочитать лекцию, так как многие студенты здесь исповедуют ислам.
По аудитории прокатился гул голосов. Студентки начали вставать со своих мест, пытаясь объяснить суть дела.
Выслушав их, ректор МИИ заявил, что пока не готов ответить, и пообещал обсудить приказ с муфтиятом. Со всех рядов посыпались новые вопросы.
- Что нам делать первого ноября? Когда будет ответ? Нам дадут отсрочку, пока вопрос окончательно не решится? Чем платок хуже медицинской шапочки? Объясните им, что для нас это важно!
Руководители университета вжались в кресла на первом ряду. Никто из них даже не решился вступить в диалог с аудиторией.
В конце когда стало ясно, что собрания не будет, а продолжать лекцию нет смысла проректор по воспитательной части Константин Троянов взял в руки микрофон, чтобы объявить: университет еще раз пригласит господина Хайретдинова для обсуждения этого вопроса. Сам он пообещал студентам прояснить ситуацию после разговора с муфтиятом.
Хиджаб не мешает врачебной работе
Мнения практикующих врачей по проблеме во втором меде расходятся. Как объяснил Кавказской политике главный врач Профмед Эркен Иманбаев, основным здесь является культурологический вопрос. По его мнению, студентам российских медицинских институтов не стоит носить платки или хиджабы:
Я, в общем-то, родился в Средней Азии, для меня восточная культура является родной и, на мой взгляд, медицине никак не мешает. Но здесь есть другая, культурологическая проблема, связанная с тем, что Россия светская страна, у нас есть правила в обществе, и, в общем-то, носить хиджаб неприемлемо. Я думаю, что не стоило бы раздувать эту проблему.
Коллега Иманбаева московский врач-стоматолог Аслан Затиев уверен, что запрет на ношение религиозной одежды в медицинском институте им.Пирогова не оправдан.
Если студентки носят белые платки, которые просто закрывают шею и волосы, под медицинской шапочкой, то я не понимаю, в чем проблема. Это никак не может помешать врачебной деятельности. Одна моя коллега носила на работе свою форму: сшила себе костюм, халат с длинными рукавами, белым платком закрывала волосы и шею, а сверху надевала колпак, объяснил Затиев.
Когда в России запрещали носить хиджаб?
В России нет запрета на ношение хиджаба, однако в некоторых регионах оно запрещено в учебных заведениях. Например, на Ставрополье, где власти через краевой суд провели соответствующее решение и Верховный суд РФ признал его законным.
Напомню читателю, что судебное разбирательство по этому делу началось после конфликта в одной из школ ставропольского села Кара-Тюбе. Ее директор запретила нескольким девочкам из мусульманских семей появляться на занятиях в хиджабах. Разразился скандал федерального масштаба.
Хотя дело было проиграно в Верховном суде, адвокат семей Мурад Мусаев напомнил, что статья 28 Конституции РФ каждому гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Такие же гарантии закреплены в ст.3 Федерального закона О свободе совести и о религиозных объединениях, уточняющей, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено только федеральным законом.
Из приведенных правовых норм, уточнял Мусаев, следует, что Российская Федерация, являясь светским государством, гарантирует право каждого действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями в пределах, ограниченных федеральным законом.
3-й
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6 Телефон: 8 (812) 329-71-35.
|
5-й
191023 г.Санкт-Петербург улица Зодчего Росси дом 2 Телефон: + 7 (495) 629 70 62; +7 (495) 629 78 58
|
4-й
197183, Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая д.6 (главное здание) Телефон: (812) 430-60-40
|
4-й
Вадковский переулок, 1. Тел.: (499) 973-30-76.
|