Минобрнауки рекомендовало школам провести уроки, посвященные годовщине присоединения Крыма к России. Если пожелания чиновников будут услышаны в учебных заведениях, то преподаватели расскажут детям об истории полуострова, начиная с древних времен. В частности, Минобрнауки просит сообщить школьникам о судьбе Крыма в период Османских войн, вхождении в состав России в 1783 году, истории Крымской войны. Кроме этого, особое внимание должно быть уделено роли полуострова в Великой Отечественной войне и референдуму 2014 года, после которого эта территория стала частью России.
Такие классные часы становятся традицей. Год назад во всех российских школах прошла серия аналогичных уроков под названием "Мы вместе". О Крыме детям рассказывали учителя, а порой высокопоставленные чиновники и депутаты от "Единой России". Выступающие не стеснялись в выражениях.
К примеру, спикер ЗакСа Вячеслав Макаров приехал в одну из петербургских школ с лекцией об американцах, поляках и французах, которые "решили воспользоваться ситуацией на Украине и расширить блок НАТО". "Мы удержали Украину своими действиями в Крыму от гражданской войны", заявил тогда старшеклассникам депутат, подчеркнув, что "никогда бы Крым и Севастополь не согласились стать бандеровскими".
Такие занятия проходили в форме открытого урока, то есть посещать их было не обязательно. Однако учителя и родители признавались, что в большинстве учебных заведений школьников заставляли ходить на лекции в принудительном порядке. Одна из педагогов рассказала, что многие ученики в ее классе откровенно скучали на этом уроке.
Ее слова подтверждает реакция школьников на выступление Макарова к самой лекции они особого любопытства не проявляли. Ребят волновало только одно: смогут ли они поступить в вузы, учитывая информацию о льготах для абитуриентов из Крыма, которая тогда была обнародована правительством.
Опрошенные "Росбалтом" эксперты к инициативе Минобрнауки отнеслись спокойно. Так, основатель классической гимназии №610 Лев Лурье отметил, что учителя обязаны рассказывать детям о всех важных исторических событиях. "И либерал, и сторонник духовных скреп не имеет права что-то утаивать от школьников. Вопрос в том, будут ли на уроке во всем многообразии представлены факты или же занятие будет представлять из себя проповедь каждая школьная администрация выбирает свой путь, как рассказывать о Крыме", добавил он.
По словам профессора СПбГУ Никиты Ломагина, хороший преподаватель не должен допустить, чтобы такой урок превратился в пропаганду. "Я уверен, что до старшеклассников полезно донести позицию президента и его оппонентов. Правда, они и так их знают. Школьники в течение года получали огромный поток всего того, что связано с Крымом. Разве что урок еще раз подытожит все события, которые связывали Крым и Российскую империю", заметил собеседник издания.
Как считает руководитель департамента истории Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Семенов, если урок будет построен правильно, то он покажет, как исторически складывались границы в этом регионе и как они формировались в результате соперничества разных исторических империй Греческой, Римской, Византийской, Османской и Российской.
"Это позволит задуматься над преобладающими в тот или иной период истории тенденциями в политике, в воззрениях на то, что легитимно и справедливо", отметил Семенов. При этом он предположил, что учителя смогут избежать открытой пропаганды. "Я бы не стал снисходительно относиться к школьным учителям истории. Наша средняя школа проходит через кризис, но все равно справляется с поставленными задачами", уверен историк.
Куда более резкую оценку предстоящим мероприятиям и уровню учителей дал доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор. По его мнению, предстоящий урок будет проходить в формате занятия по политинформации. "Это будет очень плохой урок. К сожалению, указания, навязанные сверху, будут формально исполнены, а для ребят с альтернативной точкой зрения, боюсь, будут не самые лучшие последствия: как со стороны учителей, так и со стороны сверстников", сказал эксперт.
4-й
Вадковский переулок, 1. Тел.: (499) 973-30-76.
|
3-й
105064, Москва, Гороховский пер., 4; телефон приемной комиссии: +7 (499) 261-31-52.
|
4-й
197183, Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая д.6 (главное здание) Телефон: (812) 430-60-40
|
5-й
191023 г.Санкт-Петербург улица Зодчего Росси дом 2 Телефон: + 7 (495) 629 70 62; +7 (495) 629 78 58
|