Обещания роста зарплат педагогическим работникам в соответствии с "майскими указами" президента РФ оборачиваются неожиданным образом. Региональные бюджеты ограничены в финансовых возможностях и повысить зарплату педагогам можно лишь ценой сокращений или увеличения нагрузки. С учетом, что учителя и так работают не на одну, а чаще на полторы ставки, оба сценария выглядят безрадостно.
Согласно указам президента и "дорожной карте" министерства образования, число учащихся и воспитанников в расчете на одного учителя или воспитателя детсада должно быть увеличено. На практике это будет означать сокращение числа педагогических работников. В одном только Приморском крае рабочих мест лишатся сотни педагогов, из них 179 во Владивостоке. Такая перспектива напугала даже мэрию Владивостока, которая поспешила заявить, что массовых сокращений в краевом центре не будет. Но где же теперь возьмут деньги на финансирование отрасли?
"Масштабные сокращения педагогов, не только учителей, но и воспитателей детсадов, мы прогнозировали еще год назад. Анализ региональных бюджетов четко показывал: для реального выполнения путинских обещаний требуются большие финансовые вливания либо уменьшение рабочих мест. Чиновники, к сожалению, не обманули наших ожиданий и пошли по второму пути", констатировал координатор "Гражданской инициативы за бесплатное образование" Николай Соснов.
Эксперт отметил, что некоторое увеличение финансирования поначалу имело место в ряде регионов, но после ухудшения экономической ситуации стало ясно, что это временная мера. "Стоит отметить, что средние зарплаты учителей, которые демонстрируют в своих отчетах чиновники, это, как правило, не оклады на одну ставку, а зарплаты на полторы ставки. К тому же, в эту сумму зачастую закладывается существенная разница в оплате труда различных категорий учителей в одних и тех же учреждениях. Я знаю школу, в которой один учитель получает 15 тыс. рублей, а другой 25 тыс. при одинаковой нагрузке, и это еще не самый яркий пример", сказал общественный активист.
Николай Соснов напомнил, что самые маленькие зарплаты у молодых педагогов, что способствует вымыванию кадров и старению педагогических коллективов. Из школы уходит каждый третий молодой учитель, а особенно острая проблема с нехваткой учителей английского, поскольку выпускники языковых вузов легко находят себе более оплачиваемую работу, чем работа учителя. "Ну, и наконец, нельзя забывать, что в России идет постоянный процесс скрытого сокращения учителей за счет ликвидации школ. За последние пять лет тысячи педагогов лишились работы в результате закрытия их школ. Сокращение учителей это неизбежное следствие многолетней политики российских властей по ликвидации системы бесплатного общедоступного среднего образования. К сожалению, это только начало. Учителей ждут нелегкие времена", уверен координатор "Гражданской инициативы за бесплатное образование".
Член совета межрегионального профсоюза "Учитель" Всеволод Луховицкий считает требуемую цифру в 12,8 учеников на одного работника образования лукавой. В реальности учителям уже приходится вести уроки в классах, в которых число учеников превышает 30 человек. Профлидер тоже отметил, что одним из механизмов сокращения работников образования становится слияние школ. "Объединения, реорганизация, как это официально называют, касаются не только малокомплектных школ, но и школ в крупных городах. Как все происходит? Сначала учителям говорят, что все будет хорошо, никто не потеряет работу. Школы объединяют и, действительно, первый год все продолжает нормально функционировать. А затем выясняется, что детей собрали в большие классы, по 30 и более человек. И тут директор сообщает учителю: мол, я и рад бы тебя держать, но у нас нет для тебя часов, а значит, мы можем тебя уволить", рассказал Всеволод Луховицкий.
Как подчеркнул профлидер, анкетирование работников образования показывает, что педагоги встревожены перспективами сохранения своих рабочих мест. "Региональные и местные власти требуют от директора школы, чтобы зарплата учителей была не меньше средней по региону. Поскольку денег в школу дают для этого недостаточно, то единственный способ, который позволяет повысить зарплату добиться, чтобы учитель взял больше часов в неделю. В среднем сейчас у учителей нагрузка не 18 часов, как это было еще с советских времен, а 25-27 часов. За это учитель получает то, что положено в соответствии с указом, а количество учителей при этом сокращается", констатировал Всеволод Луховицкий.
Депутат фракции КПРФ Калининградской областной думы, член комитета по социальной политике, здравоохранению, образованию, культуре и спорту Юрий Галанин считает, что в условиях нехватки финансирования требование властей поднимать зарплату учителям становится невыполнимым. "В первом квартале этого года директоров калининградских школ обязали сделать среднюю зарплату в 27 тыс. рублей, а во втором квартале увеличить до 30 тыс. рублей. Если в первом квартале в нашей школе мы как-то умудрились поднять зарплату за счет стимулирующих выплат, то как это сделать во втором квартале непонятно. Денег не хватает, ведь количество учеников не увеличивается, а, значит, и подушевое финансирование (на одного ребенка) не растет", рассказал Юрий Галанин.
Депутат, работающий директором школы, уточнил, что требование повышения зарплат исходит из регионального министерства образования. Однако разъяснений, где руководители образовательных учреждений должны изыскать финансовые средства, практически нет. "Власти не думают о том, где взять деньги. Зато есть письмо министра Светланы Трусеневой, обязывающее директоров поднять зарплаты. Вплоть до того, что чиновники обещают уволить директоров, если те не выполнят это требование", констатировал Юрий Галанин.
Митинг с требованием сохранения доступного и качественного образования и воспитания намерены провести жители Череповца. Как сообщила председатель городского профсоюза работников образования Наталия Кукушкина, основной темой массового митинга будет протест сокращению бюджетного финансирования, которое проводится под предлогом выполнения "майских указов" президента. "Жизнь подорожала, и логично было бы представить, что с 1 января подушевое финансирование школ будет увеличено. Вместо этого оно уменьшено. "Стоимость учащегося" каким-то образом стала меньше. Вследствие этого чиновники сферы образования, чтобы в соответствии с "майскими указами" добиться повышения зарплаты одним педагогам, хотят избавиться от других. Речь идет об уменьшении числа узких специалистов логопедов, психологов, инструкторов по физкультуре, музыкальных руководителей. Но их уже и так давно "оптимизировали". Кого еще можно убрать? Уборщиц? А кто полы будет мыть? Наверно, полагают, что это будут учителя или родители. Я надеюсь, что ни те, ни другие этого делать не станут", заявила Наталия Кукушкина.
По словам профлидера, угроза нависла над воспитателями групп компенсирующей направленности в детсадах, которые работали с детьми с нарушениями здоровья. "Мы всегда гордились тем, что таких групп у нас много. Теперь же Череповцу это ставят в упрек. Но ведь в нашем городе сложная экология, и процент детей с отклонениями выше, чем, например, в Вологде. Наши воспитатели работали с такими детьми у которых были проблемы с двигательной активностью, с речевыми нарушениями и помогали им восстановить здоровье. Теперь же предлагается вместо четырех воспитателей на две группы оставить только трех воспитателей. Однако это означает грубейшее нарушение режима труда и отдыха работников, чего наш профсоюз допустить не может", подчеркнула Наталия Кукушкина.
Перегрузки ожидают и школьных учителей, если сегодняшние тенденции сохранятся. "Встает вопрос о том, чтобы увеличивать нагрузку на педагогов и тем самым добиваться повышения зарплаты. Но преподаватели и так работают на полторы ставки, и на две ставки они работать не будут. Никакого качества образования и воспитания быть не может, если придется работать с перегрузками и без специалистов. Если же будут сокращения, то пострадают молодые специалисты преимущественное право сохранения рабочих мест имеют не они, а работники с более высокой квалификацией и категорией. Город прилагал колоссальные усилия, чтобы привлечь молодых специалистов получается, что вся эта работа пойдет насмарку. И в совершенно унизительное положение поставлены директора, с которыми чиновники проводили беседы и поставили перед фактом: у вас должно быть столько-то работников и на них вы получите столько-то денег Они просто в шоке от всего этого", рассказала Наталия Кукушкина.
По мнению экспертов, если чиновники продолжат реализовывать свои "реформы", то вся система образования будет разрушена.
5-й
191023 г.Санкт-Петербург улица Зодчего Росси дом 2 Телефон: + 7 (495) 629 70 62; +7 (495) 629 78 58
|
3-й
105064, Москва, Гороховский пер., 4; телефон приемной комиссии: +7 (499) 261-31-52.
|
3-й
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6 Телефон: 8 (812) 329-71-35.
|
4-й
Вадковский переулок, 1. Тел.: (499) 973-30-76.
|