Недавно проведённый опрос родителей об оценке изменений в сфере школьного образования* позволяет сделать следующие выводы:
1. Реформа образования проводится ВОПРЕКИ мнению более чем 90% граждан РФ, что является ГРУБЕЙШИМ нарушением всех демократических норм.
2. Реформа проводится достаточно долгое время, граждане уже успели в течение нескольких лет попробовать реформу но отношение граждан показывает, что её результаты отторгаются обществом. Реформа провалилась. Настаивать на её полезности значит игнорировать мнение 90% граждан России.
3. Образование является не экономической характеристикой страны, а цивилизационной и политической. Общее образование это общее будущее страны. Общее образование это ПРАВО (95%), а не услуга. Люди не приемлют попыток построения отношений между гражданином и государством (право на образование) на принципах отношения между гражданином и гражданином (образовательные услуги).
4. Пока главный виновник провала реформы Министерство образования России (далее Минобр РФ), и люди назначают именно Минобр РФ ответственным за исправление ситуации. Но не стоит забывать, что образование политическая характеристика, и в случае, если Минобр РФ не прекратит игнорировать мнение людей, развитие недовольства может пойти выше и глубже.
5. Наиболее бессильно во всей ситуации выглядят региональные власти и законы. С региональной составляющей в решении вопросов образования граждане мало что связывают.
6. Потенциал активности граждан в вопросе образования весьма высок (до 60%). Продолжение курса реформ может поднять его ещё выше.
7. Анализ ответов (1815), данных гражданами в свободной форме, подтверждает крайнее недовольство ситуацией и значительный протестный потенциал.
8. Особенно граждане недовольны постоянной сменой Минобром РФ правил игры и очень часто вспоминают именно советское образование как системное и последовательное в своей сути. Эти изменения правил на ходу, по отзывам родителей, привели к хаотизации образования и дезорганизации школы как института государства и дезориентации родителей, детей и учителей. Никто не знает, что Минобр РФ придумает завтра, и все живут одним днем.
9. Также к хаосу привело разнообразие учебников и учебных программ. Одновременно здесь произошло закрепощение детей. Они не могут легко перейти из школы в школу и из класса в класс.
10. Единственным часто отмечаемым плюсом реформы является оснащение классов оргтехникой.
11. ЕГЭ гражданами видится как натаскивание детей на тесты, подобно животным. Родители в массе не верят, что ЕГЭ приносит пользу в обучении детей. Люди не отмечают как плюс возможность поступления в вузы по ЕГЭ. Поэтому эта мотивация для введения ЕГЭ оказалась не востребованной. Зато часто отмечается необходимость привлечения репетиторов для освоения школьной программы даже в начальной школе!
12. Родители часто отмечают, что школа перестает быть институтом образования нации. Сначала школа перестала воспитывать, а теперь перестает и учить. Очевидно, что без воспитания неизбежно разваливается и обучение как организованный процесс.
Итак:
Результаты опроса показывают, что реформа образования оказывает разрушительное воздействие на образование в целом, что требует ее незамедлительного пересмотра.
По данным опроса, родители в большинстве случаев оценивают реформу как откровенное вредительство или вопиющую некомпетентность органов власти, её проводящих.
Сохранение текущего курса реформы образования в конечном итоге может привести к деградации общества и поставить под вопрос будущее страны в целом.
Нижеперечисленные предложения призваны перевести процесс реформирования образования из директивного в демократическое русло т.к. односторонняя реформа, проводимая Минобром РФ, по данным опроса не понимается и не принимается обществом и поэтому создает в обществе потенциал социальной напряженности.
1. Ввести мораторий на дальнейшее проведение реформы образования до момента выработки решений о сути необходимой стране реформы образования на базе широкого общественного диалога.
2. Создать комиссию с привлечением Счетной Палаты РФ, депутатов ГД РФ, независимых экспертов, представителей профессионального педагогического сообщества и родительской общественности по оценке эффективности текущей реформы и разработке новой стратегии развития образования.
3. Обеспечить широкое освещение в СМИ работы созданной комиссии и исключить какое-либо давление на слабозащищенных участников комиссии и общественного обсуждения: рядовых учителей и активных родителей.
* Опрос стартовал 29 марта и содержал 21 вопрос. Промежуточные итоги на базе ответов 2073 респондентов были подведены 5 апреля и 7 апреля переданы в Приемную администрации президента. Итоговый полный отчет составлен на базе ответов 3003 респондентов, полученных к 25 апреля и содержит 21 страницу. Опрос был инициирован родительской общественностью совместно с депутатами Государственной Думы РФ и проводится в рамках подготовки к проведению круглого стола по теме реформы образования.
3-й
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6 Телефон: 8 (812) 329-71-35.
|
5-й
191023 г.Санкт-Петербург улица Зодчего Росси дом 2 Телефон: + 7 (495) 629 70 62; +7 (495) 629 78 58
|
4-й
197183, Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая д.6 (главное здание) Телефон: (812) 430-60-40
|
4-й
Вадковский переулок, 1. Тел.: (499) 973-30-76.
|