Шумная суета ребятишек на игровой площадке или просто во дворе, которая взрослым кажется всего лишь игрой, на самом деле оказывает мощное и длительное влияние на будущие доходы каждого из ее маленьких участников и в целом - на формирующиеся жизненные навыки дошкольника.
Притом последствия таких игр настолько значительны, что в некоторых странах для детей из неблагополучных семей уже начали проводить бесплатные обучающие программы, которые, как считают их организаторы, со временем будут способствовать как сокращению неравенства в доходах граждан, так и росту их благополучия и, в конечном итоге, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства.
Дошкольные инвестиции [в развитие] значительно улучшают когнитивные и некогнитивные навыки дошкольника, которые способствуют росту доходов и повышают результаты школьного образования - отмечают авторы рабочего доклада Национального бюро экономических исследований лауреат Нобелевской премии, профессор экономики в Университете Чикаго Джеймс Хекман и Лакшми Раут - экономист в Управлении социального обеспечения.
Ученые установили, что опыт и жизненные навыки дошкольника, приобретенные в играх и общении, запускают длинную вереницу связанных между собой событий, которые в конечном итоге приводят человека в мир работающих людей. Дети, которые приходят во взрослую жизнь из так называемых малообеспеченных слоев общества, как правило, плохо подготовлены к школе, и учиться им труднее, что свою очередь снижает их шансы на успешное окончание школы и получение высшего образования. Соответственно, такие дети попросту не готовы конкурировать на современном рынке труда. Тем не менее, должным образом усвоенные и правильные навыки дошкольника могут помочь изменить ситуацию.
Как показывают результаты исследования Хекмана и Раута, навыки дошкольника не только повышают пресловутый IQ, но также оказывают положительное влияние на дальнейшую социализацию ребенка, его умение учиться и в итоге достигать успехов уже во взрослой трудовой деятельности. При этом, как утверждают ученые, дети, проживающие в неблагоприятных домашних условиях выигрывают больше, чем их сверстники из материально обеспеченных семей, поскольку образовательные программы дают им возможность развивать свои когнитивные и некогнитивные навыки, которые у них нет возможности развивать дома.
Примечательно, что данные о непосредственном влиянии домашней среды на образование ребенка, приведенные в докладе Хекмана и Раута, подтверждаются результатами целого ряда исследований. Так, в недавно опубликованной статье профессора психологии Стэнфордского университета Анны Фернальд в частности указывается на тот факт, что в обеспеченных семьях дети в возрасте до 2 лет приобретают больше языковых знаний в сравнении со своими сверстниками из бедных семей.
Впрочем, как отмечает исследователь, это не означает, что родителям обязательно следует устраивать своих чад в самые лучшие и дорогие детские садики, где воспитатели якобы способны привить самые полезные навыки дошкольника. Дело в том, что это и большинство других исследований основываются на изучении дошкольных программ еще 1970-х годов, которые зачастую уступают в качестве современным образовательным программам, ориентированным на детей дошкольного возраста. В этой связи Джеймс Хекман и другие ученые выступают за повышение качества и удешевление дошкольных учебных заведений.
В своей публикации для New York Times Хекман пишет:
Некоторые дети выигрывают в лотерею еще при рождении, но не у всех так получается, потому многим людям приходится наверстывать это отставание всю свою жизнь. Дети, выросшие в крайне неблагоприятных условиях, имеют не только гораздо меньше шансов на успех, но также гораздо меньше шансов вырасти здоровыми взрослыми.
Кроме того, в докладе Хекман и Раут отдельно отмечают, что мало кто из родителей в бедных семьях (совокупный доход в которых ниже 70% среднего заработка по стране) вкладывает средства в дошкольное образование своих детей. В результате, его стоимость целиком ложится на плечи налогоплательщиков со всеми вытекающими последствиями для качества такого образования.
Дошкольное образование для детей из семей с низким социально-экономическим статусом будет иметь целый ряд экономических преимуществ: оно повысит социальную мобильность, позволит снизить неравенство в доходах, увеличит количество учащихся в колледжах, улучшит криминогенную ситуацию, а также приведет к повышению налоговых поступлений, так как больше работников будут получать более высокие зарплаты.
4-й
Вадковский переулок, 1. Тел.: (499) 973-30-76.
|
4-й
197183, Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая д.6 (главное здание) Телефон: (812) 430-60-40
|
5-й
191023 г.Санкт-Петербург улица Зодчего Росси дом 2 Телефон: + 7 (495) 629 70 62; +7 (495) 629 78 58
|
3-й
Москва, 1-й Краснокурсантский пр., 1/4
|