Когда Крым присоединялся к России, то в планах у новых властей значился целый ряд масштабных проектов, которые должны были полностью изменить жизнь крымчан. Был такой проект и в сфере высшего образования - создание Крымского федерального университета (КФУ). В состав этого нового университета должно было войти сразу несколько крымских вузов, что сделало бы его главным образовательным центром полуострова. Но не все прошло гладко. После того как в августе 2014 года было принято решение об объединении, в системе образования Крыма вспыхнул серьезный конфликт интересов, который развел по разные стороны баррикад не только местных ректоров, но и представителей региональной и даже федеральной власти.
Ценность крымского диплома
Публичное объяснение целесообразности создания КФУ с помощью объединения Таврического университета с десятком других, мало связанных между собой вузов сводилось властями к тому, что Крыму нужен крупный, полноценный федеральный университет. Но реальные причины, скорее всего, были совершенно иными.
Дело в том, что после присоединения к России крымские вузы могли существовать только в двух форматах. Первый - в качестве филиалов других российских университетов, которые в конечном счете предоставят выпускникам диплом учреждения, находящегося за пределами полуострова. Так, например, произошло с отделением Национального юридического университета им. Ярослава Мудрого (крупнейшего юридического вуза Украины, расположенного в Харькове), который перерегистрировался в Крыму и превратился в филиал Российской академии правосудия.
Второй формат - в качестве единого официального вуза, дипломы которого будут гарантированно котироваться только на самом полуострове и в России. Таким образом, для правительства России мощный федеральный университет в Крыму был важен не столько сам по себе, а сколько для того, чтобы продемонстрировать, что в блокадной республике все в полном порядке. Есть собственные крымские вузы, где студенты не боятся получать крымские дипломы.
Ведь если бы такое решение не было принято, половина региональных вузов, скорее всего, попросту бы закрылась, а вторая стала бы филиалами московских, питерских или краснодарских учебных заведений. А в выборе между российским дипломом, который ни у кого не будет вызывать вопросов, и дипломом крымского вуза, находящегося в санкционной зоне, преимущество всегда будет на стороне международно-чистого документа.
Но оказалось, что перспектива объединиться в один большой федеральный вуз радует в Крыму далеко не всех. Самый серьезный конфликт возник вокруг Медицинского университета им. С.И. Георгиевского (КГМУ), который сопротивлялся присоединению к КФУ, используя весь возможный арсенал методов: от массовых акций протеста до повторного рассмотрения вопроса в палатах российского парламента.
Медбунт
В споре вокруг включения медицинского университета в КФУ столкнулись два сильных лобби. С одной стороны, за скорейшее присоединение медиков к новому федеральному вузу всячески ратовал Сергей Донич - бывший заместитель председателя Совета министров республики, в августе ставший ректором КФУ. Первоначально его поддерживал глава республики Сергей Аксенов, который изменил свою позицию после начала активной протестной деятельности преподавателей и студентов вуза.
Официальная позиция этой стороны сводилась к следующему: глава правительства РФ решил создать КФУ, в состав которого должен войти и Медицинский университет, поэтому вопрос вообще не обсуждается, а все роптания коллектива - это провокации.
Кроме того, у лоббистов образовательной интеграции были чисто субъективные мотивы: Сергей Донич - сам выпускник Медицинского университета им. С.И. Георгиевского, доктор медицинских наук. И было бы очень странно, если бы человек с медицинским образованием оказался в должности ректора нового федерального вуза, в котором нет медицинского факультета.
Против присоединения выступил коллектив Медицинского университета. К нему примкнул крымский сенатор Сергей Цеков, который в октябре добился пересмотра вопроса при поддержке председателя верхней палаты Валентины Матвиенко. Также за сохранение независимости крымского меда активно ратовали вице-премьер Ольга Голодец, утверждающая, что ни один вуз Крыма не одобряет подобное слияние, и Сергей Аксенов, который в итоге перешел на сторону сенатора Цекова - своего давнего партнера по организации Русское единство.
Аргументация противников слияния была очень проста: Медицинский университет им. С.И. Георгиевского - учебное заведение с мировым именем, которое, по данным крымского сенатора, самостоятельно зарабатывает более 1 млрд рублей в год. Присоединение к КФУ может ударить по его международному престижу. В вузе учится много иностранных студентов (преимущественно из Индии, Нигерии, Иордании и Узбекистана), для которых вопрос о смене его статуса является принципиальным. Ведь в случае присоединения крымский мед теряет свой европейский сертификат качества образования IES, необходимый для упрощения процедуры подтверждения диплома.
IES - это знак качества, который выдается коммерческой экспертной структурой International Education Society. Крымский мед впервые получил его в 2006 году как украинский университет (то есть студенты могли заказать сертификат в дополнение к полученному диплому, чтобы подтвердить свою квалификацию международным документом). Сейчас же на официальном сайте IES крымский мед значится как российское образовательное учреждение, находящееся на территории РФ, правда, с указанием его старого украинского индекса. По всей видимости, невзирая на общую политику ЕС, экспертная организация признала переход Крыма в состав России и продолжила выдавать выпускникам документы международного образца.
Но после упразднения меда и перевода всего коллектива в новый университет для подтверждения IES вузу нужно будет заново пройти сертификацию. А ради внутреннего подразделения КФУ на это не решится. Иностранные же студенты, скорее всего, потеряют интерес к получению диплома новой медакадемии. К тому же КФУ находится в юрисдикции Министерства образования, а любой уважающий себя медицинский вуз должен подчиняться Министерству здравоохранения.
Без нигерийцев
Несмотря на сопротивление, процедуру объединения вузов останавливать не стали, и 1 января КФУ должен был начать работу в полном составе. Но этого не произошло, так как к тому времени крымский мед все еще не был упразднен и продолжал существовать как отдельное юридическое лицо. Весь декабрь 2014 года конфликт между ректором КФУ Сергеем Доничем и коллективом Медуниверситета только накалялся. Студенты и преподаватели проводили митинги со сбором подписей и призывами к властям, из-за чего у ректора КФУ стали постепенно сдавать нервы.
Сначала в интервью одной из местных газет Сергей Донич заявил, что европейский сертификат крымского меда - это филькина грамота. Потом к его цитатам добавился пассаж об обучении иностранцев: мол, надо своих воспитывать, а не этих кенийцев и нигерийцев. Это был настоящий подарок для группы протеста, которая начала обвинять ректора КФУ в расизме.
В результате КГМУ в авральном порядке начали упразднять, создав вместо него медицинскую академию КФУ. В конце января Сергей Донич таки уволил ректора меда Анатолия Бабанина за дестабилизирующую политику, назначив нового управляющего вузом. А уже в начале февраля сглаживать острые углы с коллективом приехал сам Сергей Аксенов, который пообещал, что материальное обеспечение и любая другая помощь образовательному учреждению будет предоставляться под его личным контролем.
Несмотря на эти заверения, вуз уже покинули 400 иностранных студентов, а сама академия недосчиталась своей научно-лечебной базы - бывшей университетской клиники, которую власти не закрепили за новоиспеченным учреждением. Сейчас в одном здании фактически находятся два вуза, а проректор меда Александра Трушкевич в начале февраля сделала последнюю отчаянную попытку сохранить университет - призвала коллектив не писать заявления на увольнение и продолжить работу по действующей лицензии.
Таким образом, КФУ в нынешнем виде был создан вопреки сопротивлению студентов, преподавателей и даже местных властей. Очевидно, что из-за изоляции уровень признания университета, а вместе с ним и качество его абитуриентов будет необратимо падать. Ведь даже самые масштабные бюджетные вливания не смогут обеспечить новому полупризнанному университету высокую конкурентную среду, академическую мобильность и перспективы профессиональной реализации на международном уровне. Обеспечить хотя бы в том объеме, в каком они были у некоторых крымских вузов до слияния. Но, по всей видимости, в приоритете в очередной раз оказались чьи-то политические амбиции.
3-й
105064, Москва, Гороховский пер., 4; телефон приемной комиссии: +7 (499) 261-31-52.
|
3-й
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6 Телефон: 8 (812) 329-71-35.
|
5-й
191023 г.Санкт-Петербург улица Зодчего Росси дом 2 Телефон: + 7 (495) 629 70 62; +7 (495) 629 78 58
|
3-й
Москва, 1-й Краснокурсантский пр., 1/4
|