Школа и церковь

27.12.2014

В последние дни в рунете довольно активно муссировалась цитата из учебника по обществознанию для 11-х классов, в которой авторы А.И. Кравченко и Е.А. Певцова представили весьма специфический взгляд на девиантное поведение. Позволю себе процитировать: "Максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги". Неплохое соседство - не правда ли?

Здесь мы видим лишь одно из проявлений клерикализации образования и ещё одно доказательство активного наступления церкви на школы. К несчастью, подобных наступлений было уже немало - и практически все они оказались удачными, поэтому в сумме мы получаем ситуацию куда более серьёзную, чем может показаться многим. Речь идёт уже отнюдь не о дурных цитатах в учебниках, но о вещах куда более значительных и значимых. И в рамках данной статьи хотелось бы поговорить о том, куда же забрело светское образование в этом великом отступлении.

Как известно, всплеск религиозности в 90-е годы, происходивший на фоне экономического коллапса, ускоренной социальной дифференциации, крушения прежней картины мира и потери социокультурной идентичности, был поддержан и властями. Русская православная церковь, будучи наиболее крупной религиозной организацией в стране, стала главным идеологическим столпом нового режима. В 2000 году её положение уже оказалось настолько прочным, что Архиерейский собор позволил себе принять Социальную доктрину Русской Православной Церкви - документ довольно дерзкий даже по отношению к хозяину в лице государственной власти. К примеру, здесь можно прочесть много занятных высказываний вплоть до провозглашения вторичности светской власти по отношению к церковной: Церковь основана непосредственно Самим Богом - Господом Нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти опосредована историческим процессом, который свершается по воле Творца и Промыслителя Бога. Впрочем, правящая верхушка и не думала обижаться на подобные шалости - она поддержала Социальную доктрину и взяла курс на ещё более тесное сотрудничество с РПЦ.

Сотрудничество это вполне логичным образом коснулось и образования. Хотя порою бюрократы любят лицемерно замечать, что школа наша вне политики и вне идеологии, но это, разумеется, не так. Задача современной системы - воспитание лояльного по отношению к ней идеального потребителя с мифологизированным сознанием и атрофированным инстинктом борьбы. Выполняется эта задача и напрямую - посредством т.н. реформ образования, внесения необходимых корректив в школьные программы, так и опосредованно - в том числе и с помощью религиозных организаций. И надо полагать, что совсем не случайно в упомянутой выше Социальной доктрине РПЦ неоднократно указывается на необходимость взаимодействия со школами. Вот наиболее красноречивый пассаж из документа по теме: Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимой намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир (см. XIV.1). Не должно повторяться положение, характерное для многих стран в ХХ веке, когда государственные школы были инструментами воинственно-атеистического воспитания. Церковь призывает к устранению последствий атеистического контроля над системой государственного образования. Таким образом, РПЦ фактически призывает к отказу от научной картины мира.

Несмотря на все возражения со стороны научного сообщества (в том числе и на широко обсуждавшееся открытое Письмо десяти академиков к Путину), в 4-5 классах был введён предмет Основы религиозных культур и светской этики (в рамках которой родители часто выбирают для своих детей модуль Основы православной культуры), а для гуманитариев в 8-9 классах введён курс Религии России.

Главной задачей курса ОРКСЭ значится воспитание и социализация личности, но практика показывает, что более воспитанными от подобных наставлений пятиклассники не становятся. Ведь несмотря на всё желание пропаганды поставить знак тождества между понятиями порядочности и религиозности, в реальности это тождество попросту не существует. Ещё В.Г. Белинский в своём известнейшем письме к Н.В. Гоголю указывал: Про кого русский народ рассказывает похабные сказки? Про попа, попадью, попову дочку, попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? - Попов. Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства?. Зато, как мы уже заметили, пропаганда активно перекладывает с больной головы на здоровую, уличая атеистов в якобы присущем им "девиантном поведении". В свою очередь, учебник по Основам православной культуры, написанный небезызвестным для широкой публики протодиаконом Андреем Кураевым, преподносящий бытие бога как некую априорную истину, прекрасно способствует реализации скрытой пропагандистской цели.

Предмет Религии России, конечно, знакомит ученика восьмого и девятого класса с различными религиозными концепциями, не навязывая открыто каких-либо убеждений. Однако обсуждение религиозных тем выглядит просто невыносимой глупостью, если учесть то, что под такие занятия программа выделяет ровно столько же времени, сколько и на изучение истории России!

Но введением новых предметов дело отнюдь не ограничивается. Как известно, уже несколько лет проходит Всероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры с весьма красноречивым названием Русь Святая! Храни веру Православную!. Помимо этого, по всей стране регулярно проходят различного рода творческие религиозные мероприятия. Об их характере красноречиво может поведать один случай, произошедший в прошлом году в Дзержинске. На конкурсе, в жюри которого по недосмотру оказались сплошь светские лица, победило стихотворение, смысл которого можно свести к следующему: гибель Николая II и его семьи является расплатой за Кровавое воскресенье и подавление Революции 1905 года. В результате вышел эпичный скандал - разъярённые представители церкви жаловались в местное Управление образования, где всем лицам, ответственным за свершившееся, был учинён разнос. Хотя, казалось бы, ребёнок всего лишь выразил своё мнение, не оспаривая даже тезиса о бытии бога.

Помимо прочего, существуют т.н. воскресные школы, православные гимназии и прочие религиозные учебные учреждения. Страшно то, что в подобных заведениях учащимся преподносят зачастую заведомо ложную информацию об обществе и его истории. К примеру, один мой ученик, посещающий воскресную школу, был весьма удивлён тому, что Владимир Святой преследовал вполне очевидные политические и экономические цели, насаждая христианство на Руси, что был он человеком, далёким от идеалов святости, а людей крестил подчас насильно. Казалось бы, это общеизвестные исторические факты, но попы нарисовали детям сладкий образ богобоязненного Владимира, который не загонял людей в реку под страхом жестоких наказаний, но действовал сугубо уговорами! Мне страшно предположить, какие знания получают учащиеся православных гимназий, черпающие информацию сугубо в своём учебном учреждении. Но эти открытые фальсификации истории и оболванивание молодёжи не смущают министерство образования и правящие круги. Ведь это ложь в их спасение.

Конечно, в данной ситуации можно увидеть и некоторые положительные моменты. Чем активнее религия насаждается в школах, тем больше отторжения она вызывает у учащихся. И тем более серьёзной окажется ломка их сознания, когда в вузах и в простой повседневной жизни они столкнутся с очевидными опровержениями тех мифов, которые им активно прививались прежде.Но очевидно и то, что описанные прояснения произойдут далеко не с каждым. И на выходе мы будем иметь целое поколение, воспитанное едва ли не в соответствии с известной уваровской триадой Православие, самодержавие, народность. Разумеется, полностью перечеркнуть достижения прогресса и подчинить школы церкви не удастся. Но сколько шагов назад уже сделано? А ведь каждый из этих шагов делает наш будущий путь к обществу, свободному не только от эксплуатации, но и от всевозможных предрассудков, ещё более долгим и тяжёлым.

всеУчебные заведения

3-й
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6 Телефон: 8 (812) 329-71-35.
3-й
Москва, 1-й Краснокурсантский пр., 1/4
4-й
197183, Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая д.6 (главное здание) Телефон: (812) 430-60-40
5-й
191023 г.Санкт-Петербург улица Зодчего Росси дом 2 Телефон: + 7 (495) 629 70 62; +7 (495) 629 78 58

всеПоследние новости

Мой адрес Советский Союз
12.08.2015
Верховный суд начинает рассматривать, казалось бы, скучнейшее дело-жалобу правозащитников наприказ Минобрнауки, покоторому вроссийских школах с2014...
Математики в России перевелись или...
12.08.2015
Впервые за 50 лет российские школьники не получили ни одной золотой медали на международной олимпиаде по математике. Тем более обидно, что первое...
10.08.2015
В РПЦ возмущены тем, что государство плохо финансирует т. н. православные школы. В первую очередь, конечно, возникает вопрос: а должно ли государство...

всеСтатьи

10.09.2012
Во Львове возле памятника Ивану Франко четыре тысячи студентов протестуют против пребывания на должности министра образования и науки Дмитрия...
10.09.2012
Львовский областной совет просит Президента Виктора Януковича уволить министра образования и науки Дмитрия Табачника За принятие соответствующего...
09.09.2012
Министерство образования и науки рекомендует руководителям высших учебных заведений создавать структурные подразделения для трудоустройства студентов...