В последнее время на просторах интернета активно обсуждается цитата из школьного учебника обществознания для 11-го класса. Его авторы, Е. А. Певцова и А. И. Кравченко, высказали весьма своеобразную точку зрения на проблему девиантного поведения. Не лишним будет процитировать: группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги. Атеисты в одном ряду с террористами и преступниками, через запятую. Неплохо, не правда ли? Школьный учебник относит атеизм и, как следствие, научный взгляд на мир к отклонению. Самое печальное, что такого рода казусы год от года выглядят менее удивительными. Сфера образования всё больше подвергается клеркализации, наступление церкви на школу носит всё более агрессивный характер. Сложившаяся ситуация является куда серьёзней, чем может показаться на первый взгляд, ведь речь идёт о гораздо более значимых и вещах, нежели неадекватные формулировки в учебниках.
Всплеск религиозности 90-х годов происходил в благоприятствующих ему условиях экономической разрухи, социального расслоения, крушения привычной картины мироустройства и утраты социокультурной идентичности. Власти тот всплеск поддержали, а господство в этой сфере обрела наиболее крупная религиозная организация в стране Русская Православная Церковь. К 2000 году окрепнув и встав на ноги не без активной поддержки правящего класса, она почувствовала свою силу и перешла в наступление.
Тогда Архиерейским собором была принята Социальная доктрина Русской Православной Церкви. Этот документ содержал немало занятных высказываний. Некоторые из них даже провозглашали первенство церковной власти перед властью светской: Церковь основана непосредственно Самим Богом Господом Нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти опосредована историческим процессом, который свершается по воле Творца и Промыслителя Бога. Однако политическая элита не стала тогда обижаться на эти шалости. Напротив, Социальная доктрина была поддержана властью, которая взяла курс на дальнейшее сближение с РПЦ.
Сотрудничество государства и церкви естественным образом затронуло образование. Пускай из уст чиновников частенько звучат лицемерные высказывания о том, что российская школа вне идеологии и вне политики, но это, безусловно, не так. Современная система заточена под воспитание покорного, лояльного потребителя с мифологизированным мировосприятием действительности, атрофированными инстинктами борьбы, неспособного к самостоятельному анализу и критическому мышлению. Для достижения этой цели применяются как прямые меры (уничтожение системы образования под маской реформ, корректировка школьных программ), так и косвенные (в которых задействованы в том числе и религиозные организации).
Надо думать, не случайно в той самой социальной доктрине РПЦ не раз и не два указывается необходимость активного взаимодействия церкви со школами. Вот наиболее красочное изречение из документа на эту тему: Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимой намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир (см. XIV.1). Не должно повторяться положение, характерное для многих стран в ХХ веке, когда государственные школы были инструментами воинственно-атеистического воспитания. Церковь призывает к устранению последствий атеистического контроля над системой государственного образования. Другими словами, речь идёт о прямом проникновении антинаучных идей в научно-образовательную среду.
Несмотря на протесты учёного сообщества, выраженные в том числе и в широко обсуждавшемся открытом Письме десяти академиков президенту Путину, в школьную программу был включен предмет Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Преподается он в 4-5 классах. Родители имеют возможность выбирать между двумя направлениями. Большинство, впрочем, останавливаются на светской этике, о чём публично горевал Патриарх. В 2010 году Кирилл предупредил родителей, чтосветская этика это предмет по сути своей атеистический:Многие, не вполне осознавая значение терминасветская этика,склонны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль.
Заявленная цель курса ОРКСЭ воспитание и социализация личности. В этой ситуации задача государственной пропаганды внушить учащимся, что порядочность и нравственность означает религиозность, и наоборот. Но в реальности такого тождества нет. Вспомните письмо Белинского Гоголю: Про кого русский народ рассказывает похабные сказки? Про попа, попадью, попову дочку, попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? Попов. Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства?.
Тем не менее та самая пропаганда утверждает обратное, обвиняя в девиантном поведении атеистов. А учебник Основы православной культуры, автором которого является небезызвестный протодиакон Андрей Кураев, преподносит существование бога как априорную истину и помогает реализовать эту скрытую пропагандистскую цель.
Гуманитарии 8-9 классов теперь изучают предмет Религии России. Он знакомит учеников с различными религиозными доктринами. В таком предмете, конечно, есть и чисто образовательная польза. Однако весьма странным выглядит тот факт, что на изучение религий школьная программа выделяет такое же количество часов, как и на историю России!
Дальше больше. Не первый год образовательная система проводит Всероссийскую олимпиаду среди школьников по основам православной культуры. Соревнование это имеет весьма красноречивое название Русь Святая! Храни веру православную!. Кроме этого, с завидной регулярностью проводятся различного рода религиозные творческие мероприятия. В прошлом году на одном из них произошёл весьма характерный случай.
В Дзержинске на конкурсе стихотворений в жюри оказались одни лишь светские лица, вероятно, по недосмотру. Победило произведение, посыл которого состоял в том, что Николай II и его семья своей гибелью расплатились за подавление Революции 1905 года и Кровавое воскресение. В итоге случился скандал: разгневанные деятели церкви пожаловалось в тамошнее Управление образования, которое учинило разнос всем, кто был причастен к произошедшему. А ведь произошло лишь то, что ребенок выразил своё личное мнение, даже не подвергая сомнению тезис о существовании бога!
Высшее образование и наука также не остались без внимания церковных деятелей. Повсеместно в вузах открываются кафедры теологии. Всё чаще ведутся разговоры о том, чтобывключить теологиюв списки научных специальностейВысшей аттестационной комиссии. Кандидат богословских наук звучит смешно, но, тем не менее, многие государственные деятели совокупность религиозных догм пытаются причислять к научным дисциплинам. Всякаянаучная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой.
Есть в сложившейся ситуации и положительные стороны. Чем активней насаждается религия в школах, тем скорее возникнет её отторжение. И тем сильнее окажется потрясение учеников, когда они в процессе дальнейшего обучения в вузах и в обычной жизни найдут научные опровержения прививавшихся им мифов. Но дело в том, что не каждому хватит ума разобраться в реальном положении вещей. И в итоге страна получит целое поколение, взращенное едва ли не по известной уваровской триаде Православие, самодержавие, народность. И с каждым разом наш путь к социуму, освобожденному не только от эксплуатации, но и от различных предрассудков, становится еще более сложным и долгим.
4-й
Вадковский переулок, 1. Тел.: (499) 973-30-76.
|
3-й
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6 Телефон: 8 (812) 329-71-35.
|
3-й
105064, Москва, Гороховский пер., 4; телефон приемной комиссии: +7 (499) 261-31-52.
|
4-й
197183, Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая д.6 (главное здание) Телефон: (812) 430-60-40
|