Вчера выпускники школ и абитуриенты по всей России сдали ЕГЭ по математике базового уровня. Напомним, разделить экзамен по этому предмету на базовый и профильный уровни решено было в прошлом году: слишком уж большим был разрыв между количеством баллов, необходимых для пятерки или четверки, и результатами большинства выпускников школ, которым математика для поступления в вузы не нужна. Между тем самая лучшая в мире система обучения по точным наукам в Сингапуре. К таким выводам пришли в мае исследователи Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В рейтинге школьного образования ОЭСР наша страна заняла только 34-е место из 76. Эксперты отмечают, что самые серьезные проблемы связаны со старшеклассниками российские подростки в массе своей не умеют применять знания на практике, рассуждать и делать выводы.
Глобальный рейтинг, составленный ОЭСР в середине мая, выявил преимущества азиатской системы школьного обучения. Первое место в нем занял Сингапур, второе место Гонконг. Затем идут Южная Корея, Япония и Тайвань. И вслед за ними на шестом месте оказалась Финляндия лучшая среди европейских стран. Россия к пьедесталу почета даже не подступилась, заняв лишь 34-е место из 76 участников.
Азиатские страны возглавляют рейтинги образования OЭСР с начала наступившего тысячелетия. В 2001 году первое и второе места в рейтинге заняли Япония и Корея, а Россия тогда была на скромном 22-м месте из 31-го. В азиатских странах другая позиция учителя, заметила НИ директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Там педагог организатор реальной, активной, творческой работы на уроке. Причем, как правило, работает учитель в малых группах.
Он соучастник образовательного процесса, а не сторонний наблюдатель. Это человек, идущий в ногу со временем, не боящийся перемен. У нас же педагоги возрастные, которые учились в предыдущую эпоху и опасаются любых изменений, подчеркнула собеседница НИ.
Показатель России был бы еще ниже, если бы учитывался только уровень старшеклассников, считает Ирина Абанкина. Аккумулировать знания из разных предметных областей, решать задачи, требующие рассуждения и понимания, применять полученные знания на практике оказывается не под силу нашим ученикам. Мы сохранили и укрепили лучшие традиции советской школы, но она не адекватна современным реалиям. А вот начальной школой можно гордиться, результаты там довольно высокие, добавила НИ эксперт.
С 2010 года в школах начали активно переходить на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Стандарты вызвали множество споров, но по истечении времени учителя отмечают больше положительных моментов.
Для детей занятия стали более интересными и занимательными. Теперь они могут вести диалоги между собой, доказывать свое мнение, сами ставят цель и задачи в начале урока, поделилась с НИ результатом своей работы учитель начальных классов столичной школы №2070 Оксана Фефелова. Появилось и такое новшество, как проекты, которые дети готовят дома, а потом в классе его защищают. Погружение в предмет может проходить в течение нескольких дней-недель в школе по определенному разделу или тематике.
Теперь учитель это координатор, модератор действий учеников, отметила Ольга Иванова, учитель начальных классов одной из школ города Ефремова Тульской области. Педагог в начале урока ставит проблему, задает основной вопрос, ответ на который школьники ищут сами. Они друг другу объясняют, доказывают что-то, предлагают каждый свои варианты и вместе приходят к верному ответу. Учитель лишь направляет, отметила НИ Ольга Иванова. К примеру, теперь в начальной школе собирают электрические цепи, делают шоколадное печенье, конструируют из бумаги крепостные стены и башни и изготавливают модели детской обуви. Все проекты, которые они выполняют за четыре года, ориентированы исключительно на то, где это можно применить в жизни. Например, тема Математика вокруг нас. Дети отвечают на вопрос, зачем она нужна, почему без нее не обойтись, поделилась с НИ Ольга Иванова.
Но, по словам Оксаны Фефеловой, пока дети усваивают новые правила явно проще, чем педагоги: Новому поколению очень близки новые стандарты, а вот некоторым учителям с большим стажем все-таки трудно переключиться на такое обучение.
Российскому школьному образованию нужно обновление кадров, поскольку учителей, идущих в ногу со временем, мало, отметила НИ Ирина Абанкина. У нас нет современных методик в основной школе, педагогических технологий, которые бы помогали не только знания по предмету держать на уровне, но и развивать детей в процессе обучения, добавила НИ эксперт.
Если нынешние пятиклассники подают большие надежды, то о старшеклассниках и выпускниках этого года такого сказать нельзя, заявил НИ директор Центра образования №109 в Москве Евгений Ямбург. Старшеклассники по-прежнему не умеют применять знания на практике, не понимают, как правильно работать с информацией. А в этом им должен помогать учитель. К сожалению, в один момент обновить педагогический состав не получится. Нужно ведь еще начать с подготовки в педвузах и повысить престиж профессии, чтобы привлекать молодые кадры в школу, добавил собеседник НИ.
На днях преподаватель информатики Андрей Сиденко из Подмосковья вошел в десятку самых влиятельных учителей в мире. Рейтинг был составлен американским профессиональным сообществом Connect Learning Today. Андрей Сиденко (который, к слову, носит титул Учителя года-2013), преподает в средней школе №29 в Мытищах, тогда как остальные участники списка работают в США и в Великобритании. При составлении рейтинга были учтены такие параметры, как цитируемость в Интернете интервью и статей самого педагога, а также ссылки на него от коллег.
Сейчас детей не оторвать от гаджетов. А Андрей Сиденко и не пытается это делать, а наоборот, вовлекает все имеющееся оборудование в процесс обучения. Результат налицо дети с удовольствием занимаются, преподаватель становится одним из лучших в мире. Но заставить более миллиона педагогов в один миг начать работать, как он, не получится, подчеркнул НИ Евгений Ямбург.
Пока же получение знаний в старшей школе сводится к натаскиванию и зазубриванию параграфов, решению задач по строго отработанной схеме. Единственный случай, когда многие полученные в школе знания могут пригодиться, сдача ЕГЭ, убеждены старшеклассники. Мое желание стать химиком загубили напрочь. Никакого развития в школе, а только решение тестов и заполнение бланков от занятия к занятию. Мы даже опытов никаких не проводили. Такая же ситуация и с основными предметами исключительно решение вариантов ЕГЭ, поделился с НИ выпускник школы из Тулы.
Одна из причин, по которой реформирование образования вызывает сложности, в том, что средняя доля расходов на образование в России составляет 2,1% от ВВП, тогда как в других странах членах ОЭСР этот показатель 3,9%, уточнила НИ Ирина Абанкина.
Финансирование с каждым годом все меньше, а невероятных результатов требуют все чаще. И это при том, что даже в крупных городах детям остается мечтать о планшете на каждого или другом современном оборудовании. О регионах, сельских школах даже говорить не приходится, согласился Евгений Ямбург.
3-й
Москва, 1-й Краснокурсантский пр., 1/4
|
5-й
191023 г.Санкт-Петербург улица Зодчего Росси дом 2 Телефон: + 7 (495) 629 70 62; +7 (495) 629 78 58
|
4-й
Вадковский переулок, 1. Тел.: (499) 973-30-76.
|
4-й
197183, Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая д.6 (главное здание) Телефон: (812) 430-60-40
|