Премьер Дмитрий Медведев поручил правительству трансформировать программу строительства детских садов впрограмму строительства школ, чтобы ликвидировать вторую смену.
Ликвидация очереди в детские сады и второй смены в школах важные и болезненные задачи. Но если способ ликвидации очереди в детсадах будет перенесен на создание новых школ, то:
а) задача не будет решена;
б) это еще больше дестабилизирует систему образования.
Теперь подробности.
Я не уверен, что в условиях кризиса экономики и невероятного дефицита бюджетных средств найдутся деньги на такие стройки. По сложившейся модели стоимость одного ученико-места около 1 миллиона рублей (оптимистичный расчет), при очень минимальном оборудовании (строго говоря только мебель).
Если хотя бы пятая часть школьников занимается во вторую смену, плюс рождаемость повышается, то речь идет как минимум о двух миллионах мест. Это около триллиона рублей, только на стройку и оборудование.
Но школы надо будет еще содержать (коммуналка и т.п.), плюс штат сотрудников это еще около 200 тысяч работников со средней заработной платой около 33 тысяч рублей в месяц. Еще около 200 миллиардов в год, с отчислениями.
Даже если расчеты не совсем точны, порядок примерно такой. А в регионах катастрофически не хватает денег на содержание существующих школ и детских садов.
Я был бы рад, если бы министр или премьер сказали: На строительство дополнительных школ у нас есть один триллион! Но вместо этого ведомство уже заявило о намерении рекомендовать убрать из санитарных правил норму 25 учеников в классе. Показатели будут выполнены за счет утрамбовки учеников?
При этом ликвидация очереди в детсад проводилась при жесткой централизации, ручном административном управлении, расчете показателей зачастую без учета возможностей, а иногда и потребностей самого региона.
Например, надо отчитаться к декабрю о расходовании выделенных на стройку детсадов денег. Даже если они пришли в октябре и строить в Сибири или за Уралом уже поздно (все равно что закапывать деньги в мерзлую землю), но за неисполнение сроков виновные будут наказаны! И уже были наказаны.
Система образования страдает предельной разбалансированностью.
Центр выделяет средства и определяет задачи и показатели, регионы эти средства распределяют по муниципалитетам и отвечают за выполнение показателей.
Но по закону учредителем школы является муниципалитет, и именно местное самоуправление дает муниципальное задание школам, устанавливает финансовый норматив и т.д. В реальности муниципалитет потерял свою значимость как учредитель и управляющий школами и превратился в механический придаток региональной власти.
По закону и школа самостоятельна! Имеет право формировать образовательную программу, штатное расписание, создавать свою систему оплаты труда и планировать расходование средств. Но этого нет в реальности.
Необходимость исполнять показатели указов свела на нет самостоятельность школ и роль муниципалитета как учредителя.
Федеральный центр фактически регулирует расходы региональных бюджетов, регион жестко регулирует расходы муниципалитета, муниципалитет теряет свою функцию учредителя, а школа самостоятельность.
В этом и есть разбалансированность системы образования: институциональная основа стала фикцией, работает административное ручное управление.
В апреле 2015 года, в Публичной декларации целей и задач, Министерство образования и науки объявило о планируемых показателях: средняя заработная плата работников дошкольного образования в 2015 году должна составить 27 тысяч рублей в месяц, общего образования 33, дополнительного образования 26.
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет на 1 января 2015 года должна была составить 93,6%, на 1 января 2016-го 100%.
Но уже 7 мая на обсуждении исполнения майских указов при президенте министр Ливанов говорит о 1012 регионах, в которых показатели по дошколке не будут исполнены и в 2016 году.
В разбалансированной системе усиление фиктивно-административного способа управления приведет не к решению высоких задач, а к потере управляемости и хаосу.
Я искренне сочувствую образовательному ведомству. В образовании сегодня оформились противоположные системы: ориентированная на самостоятельность институциональная (не работает) и административно-командная система ручного управления, аналогичная советской (активно растет).
Играть в игру мы в команде, как правительство решит, так и будет, боюсь, не получится. А подталкивать систему под каток неисполнимых задач профессиональный суицид.
4-й
Вадковский переулок, 1. Тел.: (499) 973-30-76.
|
4-й
197183, Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая д.6 (главное здание) Телефон: (812) 430-60-40
|
5-й
191023 г.Санкт-Петербург улица Зодчего Росси дом 2 Телефон: + 7 (495) 629 70 62; +7 (495) 629 78 58
|
3-й
Москва, 1-й Краснокурсантский пр., 1/4
|