Троечников обидели

06.11.2014

В выступлении президента Путина на недавнем съезде союза ректоров России прозвучал один весьма знаменательный пассаж, на который общественность не обратила особого внимания. А зря! Вот этот пассаж: Наша высшая школа должна быть сильной, давать по-настоящему современное, достойное образование. Понятно, что освоить знания такого высокого уровня, такого качества может далеко не каждый человек. И, когда некоторые вузы зачисляют абитуриентов с очевидно неудовлетворительными знаниями, это не просто вызывает много вопросов В вузы должны поступать те, кто способен учиться там. Это относится к приёму на бюджетные места и тем, кто поступает в вуз на платной основе.

Т.е. сказано о том, что троечникам не место в вузе, даже за деньги. Если учесть, что в нашей стране заявления руководителей являются прямым указанием к действию, то данное заявление ведет к весьма серьезным последствиям.

Интересно, в какую форму исполнители облекут данное указание о недопущении в вузы троечников? Может быть, в форме поправки к Конституции, в которой, напоминаем, сказано о праве на образование следующее (статья 43):

1. Каждый имеет право на образование.

2.Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3.Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4.Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5.Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

А, может быть в форме поправки к закону об образовании вроде следующей формулировки: троечников в вузы принимать запрещается. Или, наконец, в форме постановления Минобра РФ, устанавливающего высокие проходные баллы ЕГЭ, которых заведомо не достигнут пресловутые троечники.

Вроде бы мотивация этого решения вполне благопристойна. Учиться в вузах должны достойные и способные.

Однако, посмотрим, каковы реальные последствия такого решения, если оно будет принято в форме реального установления власти. Прежде всего, отметим, что благодаря разрушительным болонским реформам, а также школьным реформам последнего времени, качество школьного и вузовского образования в России критически упало, что признают и сами реформаторы в лице, прежде всего, ретивого Минобра. Количество троечников в результате падения качества образования превысило, наверное, 50%, а в провинции и более.

Таким образом, это решение о недопущении троечников в вузы означает массовое сокращение вузов и преподавателей, особенно, провинциальных. Речь идет о сотнях вузов и сотнях тысяч преподавателей вузов. Естественно, никакого альтернативного трудоустройства по специальности им никто не предложит. Имущество ликвидированных за ненадобностью вузов, очевидно, будет распродано по дешевке.

За сомнительным предложением не пускать троечников в вузы мы видим несколько скрытых мотиваций. Во-первых, это плохо прикрытая образовательная дифференциация, когда значительная часть молодежи фактически лишается права на высшее образование. Им жестко указывают на их место в низах социальной пирамиды. В начале жизни их сразу и навсегда опускают в ряды синих воротничков, рабочего скота. Образовательная дифференциация, в свою очередь, является моментом социальной дифференциации. Высшее образование из социального лифта в условиях резкой социальной дифференциации российского общества превращается в социальную привилегию богачей. Ведь, очевидно, что качественное образование все более превращается в дорогостоящее удовольствие, доступное только богачам. Т.о. получится, что троечники-нищие изгоняются из вузов, а богачи-хорошисты и отличники монополизируют право на высшее образование. Нехорошая мотивация.

Во-вторых, это стремление сократить бюджетные расходы на образование в условиях экономических проблем и при этом за счет сокращения половины вузов и преподавателей, выполнить обещание президента о повышении зарплаты преподавателям. Это крайне сомнительная экономия за счет реального сокращения и дегуманизации системы высшего образования. Это экономия на расходах на образование ценой урезания реального качества и доступности образования.

Все эти некрасивые мотивации и весьма жесткие намерения, естественно, прикрываются лицемерной заботой о качестве и доступности образования, о важности образования в современном мире.

Получается, что мы снова идем своим абсурдным путем: весь мир развивает высшее образование, стремясь в пределе к стопроцентному высшему образованию, а мы урезаем свое высшее образование.

Вместо того, чтобы лечить причины тяжелой болезни нашего образования, мы лечим симптомы, причем, чисто хирургическими методами вырезать больное место, чтобы не болело.

Не пора ли нашим вождям признать очевидные факты: 1.болонская реформа в реальности провалилась в России. Ни один из ее гипотетических плюсов не реализовался, зато проявилась огромная масса минусов, что в итоге и привело к критическому падению качества высшего образования в стране. Продолжение болонского тренда путь в тупик, к дальнейшей деградации российского образования. 2.школьная реформа, затеянная по инициативе Медведева, оказалась таким же путем в тупик и также привела к серьезному падению качества школьного образования. 3.ЕГЭ оказался на практике одним из главных разрушительных, как для высшего, так и для школьного образования, нововведений. Нужно не совершенствовать его, а немедленно отменить как деструктивный для образования фактор. Вся педагогическая общественность против ЕГЭ, и лишь Минобр упрямо за него держится. Странное упорство. И странное игнорирование мнения миллионной педагогической общественности. Возникают вопросы: Кому служит наш Минобр народу, или сам себе? Каковы его истинные цели: Развитие или разрушение отечественного образования?

Видно, мало нашим вождям от образования того вреда, что они уже нанесли образованию в России. Новым законом об образовании они ограничили право на образование и его реальную доступность, продолжили его коммерциализацию, а на образовательные учреждения набросили новые удавки надзора и контроля, выразившегося в бумажном сумасшествии и административном беспределе. Курс взят на дальнейшее развитие этих антидемократических трендов.

Прогрессивная педагогическая общественность России, не пора ли проснуться и заявить о своих правах, пока вас не вырезали, как сонных баранов?

всеУчебные заведения

5-й
191023 г.Санкт-Петербург улица Зодчего Росси дом 2 Телефон: + 7 (495) 629 70 62; +7 (495) 629 78 58
3-й
Москва, 1-й Краснокурсантский пр., 1/4
4-й
197183, Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая д.6 (главное здание) Телефон: (812) 430-60-40
3-й
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6 Телефон: 8 (812) 329-71-35.

всеПоследние новости

10.08.2015
В РПЦ возмущены тем, что государство плохо финансирует т. н. православные школы. В первую очередь, конечно, возникает вопрос: а должно ли государство...
МВФ приказал закрыть 5% украинских...
06.08.2015
Украина в рамках программы финансовой помощи со стороны Международного валютного фонда обязуется осуществить безотлагательные меры по борьбе с...
Чему учат палестинцев в школе?
06.08.2015
Когда я пришла на интервью к человеку, который отвечает за палестинский образовательный сегмент, меня дополнительно несколько раз проверили: не...

всеСтатьи

10.09.2012
Во Львове возле памятника Ивану Франко четыре тысячи студентов протестуют против пребывания на должности министра образования и науки Дмитрия...
10.09.2012
Львовский областной совет просит Президента Виктора Януковича уволить министра образования и науки Дмитрия Табачника За принятие соответствующего...
09.09.2012
Министерство образования и науки рекомендует руководителям высших учебных заведений создавать структурные подразделения для трудоустройства студентов...