Власти проверяют имамов на знание канонов ислама

02.06.2015

Когда Исмоил сказал родителям, что хочет поступить на учебу в недавно открывшееся медресе и стать имамом, они посчитали это плохой идеей. То было в 1994 году, когда в их пыльном районе южного Кыргызстана было всего несколько мечетей - следствие жесткого контроля над религией в советские времена. Его родители беспокоились, что, будучи имамом, Исмоил не сможет себя прокормить.

Прошло 20 лет и Исмоил стал авторитетом в религиозных вопросах. Он пользуется популярностью. Местные чиновники добиваются его благословения. На фоне религиозного возрождения в Кыргызстане он живет комфортной жизнью.

Но теперь имамы вроде Исмоила - отказавшегося назвать свою фамилию, опасаясь преследований со стороны властей - столкнулись с новой проблемой. Правительство сомневается в их квалификации и беспокоится, что плохо обученные имамы будут распространять радикальные идеи, либо будут неспособны им противостоять.

С октября 2014 года Муфтият, полуправительственное учреждение, также известное как Духовное управление мусульман Кыргызстана, заставляет имамов проходить тесты на знание законов шариата и арабского языка. Тесты проводятся специальной комиссией, состоящей из представителей Муфтията, чиновников светской Государственной комиссии по делам религий и членов Совета безопасности Кыргызстана, председателем которого является президент страны.

Заявленной целью является отсеивание имамов со слабыми познаниями в религиозных вопросах. В 2014 году Государственная комиссия по делам религий заявила, что 70% из прошедших тесты 59 имамов не имели формального и основательного религиозного образования.

Тесты также позволяют госчиновникам больше узнать о работе мечетей по всей стране. Они опасаются, что плохое знание имамами канонов ислама может способствовать распространению радикальных идей.

На состоявшемся в октябре круглом столе с участием кыргызских чиновников и представителей духовенства Замирбек Турсунбеков из Государственной комиссии по делам религий посетовал, что правительство не имеет контроля над имамами. Сегодня есть необходимость обучать имамов проповедованию традиционных норм ислама, приводит его слова издание Вечерний Бишкек.

Власти не смогли доказать, что развернутая ими кампания по борьбе с радикалами не является лишь предлогом для сведения личных счетов и прикрытия дискриминации по национальному признаку. В марте правоохранительные органы арестовали Рашота Камалова, имама популярной мечети в Кара-Суу, обвинив его в содействии вербовке боевиков в ряды повстанческих группировок в Сирии. Адвокаты и сторонники Камалова утверждают, что обвинения политически мотивированы и имеют целью заткнуть рот известному критику правительства.

Светские власти Кыргызстана давно смотрят на мусульман с подозрением. Последнее закручивание гаек в религиозной сфере по-настоящему началось после заседания Совета безопасности в феврале 2014 года. Вскоре после него милиция в Джалал-Абаде начала заставлять имамов давать расписки, что они не состоят в радикальных группировках.

Идея о проверке квалификации имамов, судя по всему, пользуется широкой поддержкой, особенно в Бишкеке и Оше, где проживает значительное количество светского населения.

Одной из самых насущных проблем с точки зрения религии является то, что многие имамы не имеют достаточного религиозного образования, - сказал Алишер Юсупов, преподаватель экономики и финансов в Кыргызско-Узбекском университете в Оше. - Важно повысить качество образования в религиозных образовательных учреждениях. Также необходимо обратить внимание на нехватку квалифицированных преподавателей.

В стране, где мало кто верит правительству на слово, тесты для имамов вызывают разногласия. По словам одного имама из небольшого поселка неподалеку от столицы Кыргызстана Бишкека, эти тесты политизированы.

Мы и раньше проходили тесты. Но на этот раз тесты в основном концентрируются на внутренней политике. Нынешние лидеры Муфтията стараются наполнить его верными им имамами и избавиться от тех, кто связан со старыми лидерами. Имамам со связями позволяют успешно сдавать тесты, а остальных отвергают, - сказал он на условиях анонимности, опасаясь последствий со стороны властей.

Представители Муфтията не отозвались на многочисленные просьбы EurasiaNet.org прокомментировать ситуацию.

Солиджон, религиозный человек из Оша, работающий строителем, считает, что еще одним фактором в данном процессе является национальная принадлежность. После событий 2010 года [кровопролития, во время которого несоразмерно больше пострадали представители узбекского меньшинства] многих узбекских имамов заменили кыргызскими. Официально заявленной причиной является то, что они провалили экзамены. Но это слабая отговорка, - заявил он.

Тем временем, давление оказывается не только на имамов. На фоне официальных заявлений о том, что к группировкам боевиков в Сирии присоединились несколько сотен кыргызстанцев, власти начали проводить допросы граждан, проходивших религиозное обучение за рубежом.

Один ошский юрист-правозащитник, представляющий интересы ряда граждан, подозреваемых в радикализме, сообщил EurasiaNet.org, что правоохранительные структуры, включая милицию и ГКНБ (бывший КГБ), проводят допросы тех, кто учился и работал в Турции и странах Персидского залива, на основании подозрений, что они связаны с экстремистскими группировками.

Власти, однако, признают, что имамы очень нужны. По правительственным данным, на сегодняшний день в Кыргызстане имеется 2362 мечети, в то время как в 2011 году их было около 1700.

Более того, хотя в Кыргызстане функционируют 75 медресе - исламских семинарий - не все их выпускники становятся имамами. Как сообщили EurasiaNet.org несколько студентов семинарий, многие по окончании учебы предпочитают уезжать на работу в Россию, т.к. зарплаты имамов очень низкие.

В февральском интервью изданию Вечерний Бишкек Бахтыбек Осмонов, старший специалист в светской Государственной комиссии по делам религий, признал, что трудно найти квалифицированных имамов. Рано или поздно имамов необходимо будет заменить. Но если всех их уволить, то возникнет вакуум, - сказал он.

всеУчебные заведения

3-й
105064, Москва, Гороховский пер., 4; телефон приемной комиссии: +7 (499) 261-31-52.
3-й
Москва, 1-й Краснокурсантский пр., 1/4
5-й
191023 г.Санкт-Петербург улица Зодчего Росси дом 2 Телефон: + 7 (495) 629 70 62; +7 (495) 629 78 58
4-й
Вадковский переулок, 1. Тел.: (499) 973-30-76.

всеПоследние новости

Мой адрес Советский Союз
12.08.2015
Верховный суд начинает рассматривать, казалось бы, скучнейшее дело-жалобу правозащитников наприказ Минобрнауки, покоторому вроссийских школах с2014...
Математики в России перевелись или...
12.08.2015
Впервые за 50 лет российские школьники не получили ни одной золотой медали на международной олимпиаде по математике. Тем более обидно, что первое...
10.08.2015
В РПЦ возмущены тем, что государство плохо финансирует т. н. православные школы. В первую очередь, конечно, возникает вопрос: а должно ли государство...

всеСтатьи

10.09.2012
Во Львове возле памятника Ивану Франко четыре тысячи студентов протестуют против пребывания на должности министра образования и науки Дмитрия...
10.09.2012
Львовский областной совет просит Президента Виктора Януковича уволить министра образования и науки Дмитрия Табачника За принятие соответствующего...
09.09.2012
Министерство образования и науки рекомендует руководителям высших учебных заведений создавать структурные подразделения для трудоустройства студентов...