Опасения, что школьников теперь будут учить поодинаковым учебникам, напрасны.
Научно-методический совет минобрнауки одобрил три линейки новых учебников истории. Это значит, что именно эти книги попадут вфедеральный перечень ибудут рекомендованы школам. Чем новые книги отличаются оттех, покоторым сегодня занимаются школы? Почему наобложках учебников нет авторов? Обэтом РГ рассказывает научный руководитель авторского коллектива одной излинеек, ректор МГИМО, академик РАН Анатолий Торкунов.
Анатолий Васильевич, с1 сентября вшколах появится единый учебник истории. Неполучитсяли так, что теперь всех детей будут учить, как под копирку, опираясь насхожие тексты?
Анатолий Торкунов: Вспоминаю своего учителя Марка Моисеевича Черняка, блестящего историка. Даже вовремена, когда вшколах был один учебник истории, онзнакомил нас, врамках возможного, конечно, сразными оценками, позициями, касающимися нетолько событий Октября 1917года, нодаже советского периода. Опасения, что школьников теперь будут учить истории поодинаковым книгам, напрасны. Япринимал участие вподготовке 11книг из40. Знаком совсеми тремя линейками учебников, которые одобрены минобрнауки. Прочитал несколько раз всю линейку учебников, над которой работал, как научный руководитель. Аэто 1547страниц. Несомневаюсь: получились хорошие, содержательные, интересные книги.
История стала предметом ожесточенных дискуссий. Раньше случалось?
Анатолий Торкунов: Это бывало всегда. Если говорить омолодых государствах, тоспоры обистории связаны, как правило, споисками национальной самоидентификации. Если говорить остранах, укоторых этот вопрос давно решен, тонапервый план выступают вопросы политического игеополитического характера. Инаши молодые люди должны быть вооружены достаточно четкими иясными представлениями обистории своей собственной страны. Отом, как эта история развивалась вконтексте истории всемирной, вовзаимодействии ссоседями, инетолько сблизкими.
Вчем проблема? Школьники, кпримеру, очень редко могут осознать, что период, положим, описанный вТрех мушкетерах, это время правления первого царя издинастии Романовых Михаила иего сына Алексея Михайловича, который, кстати, предпринял немало усилий для реформирования России. Иэто обстоятельство роднило его визвестной степени сдругим реформатором кардиналом Ришелье.
Учебники истории даже врамках одной линейки излагают разные оценки иточки зрения натоили иное событие. Более того, даются очень важные смыслосодержащие цитаты изразных источников. При этом подход кпреподаванию истории вшколе теперь действительно будет единым. Онвыработан врамках концепции, разработанной Российским историческим обществом, иэта концепция была одобрена общественностью, втом числе педагогической.
Водном изинтервью выпроцитировали Дюма-отца: История подобна гвоздю, накоторый можно повесить все что угодно. Наши ученые договорились отом, каким будет гвоздь?
Анатолий Торкунов: Дюма беллетрист, автор романов авантюрного жанра. Онможет себе позволить немножко перекроить иперекрасить историю. Профессиональный историк пользуется только фактами ицифрами. Если продолжать тему гвоздя, тонаши ученые договорились отом, каким будет собственно гвоздь, тоесть стержень исторического знания. Попыткиже единомыслия вРоссии никогда неудавались. Вместе стем, когда вначале работы над концепцией появилась критика того, что мыделаем, мыобратились копыту зарубежных стран, втом числе тех, которые считаются наиболее продвинутыми сточки зрения демократии. Например, Голландия, где история вшколах преподается поисторическому канону, утвержденному правительством. Иуверяю вас, это достаточно жесткий документ.
Выговорите, что даже водном учебнике могут быть разные точки зрения. Получается, наодной странице будет написано, что Сталин плохой, анадругой хороший?
Анатолий Торкунов: Такой подход былбы слишком примитивным. Новместе стем, посмотрите: вокруг приближающейся даты 100-летия Октября уже началась большая дискуссия. Она опирается назнания сегодняшнего дня, наогромный исторический, архивный материал, который был открыт впоследние десятилетия. Как сказал поэт, лицом клицу лица неувидать, иясно, что спозиции столетней истории мыможем оценивать события Октября более объективно.
Зачем надо было объединять Февральскую иОктябрьскую революции?
Анатолий Торкунов: ИФевральская, иОктябрьская революции единый процесс. Революционный психоз, который охватил население вфеврале икоторый, конечноже, имел объективные причины, стремительно перерос вОктябрьский революционный водоворот. Эти два этапа революции привели кстрашнейшему для истории страны событию Гражданской войне, унесшей миллионы жизней, иисходу изстраны огромной части образованного населения. Обэтом надо помнить, ияподдерживаю предложение возвести памятник или знак примирения вКрыму, который был последним оплотом сопротивляющегося белого движения.
Какие события российской истории наиболее трудны для преподавания вшколе?
Анатолий Торкунов: Наша молодежь имеет слабое представление онекоторых важных этапах истории. Знает обобразовании Руси ипетровских реформах, нослабо представляет себе Смутное время, реформы АлександраII, которые были судьбоносными для России, атакже особенности развития России впредреволюционное время. Если взять новейшую историю, тоэто Октябрьская революция, Гражданская война, характер советского режима. Есть вопросы, связанные сначалом Второй мировой войны, послевоенного устройства. Формально Вторая мировая война началась в1939году, ноеестрашным прологом был 1937-й, когда японцы развязали масштабную агрессию против Китая. Кстати, обэтом тоже есть вновых учебниках истории. ИРоссия, иКитай планируют широко отметить 70-летие окончания войны наДальнем Востоке.
Васпирантуре выписали диссертацию поЮжной Корее, вначале 80-хгодов работали вСША. Что сказано вновых учебниках овнешней политике России, естьли вних, кпримеру, информация оКорее, Китае? Что сказано охолодной войне?
Анатолий Торкунов: Внешняя политика России, представление осущности еенациональных интересов наразличных этапах исторического развития составляет одну изглавных тем новых учебников поотечественной истории. Конечно, есть вних иосновные сюжеты развития двусторонних отношений нетолько сКитаем иКореей, ноидругими странами мира. Отмечена, например, роль России вборьбе засуверенитет Корейского государства вХХвеке.
Раньше научебниках всегда были указаны фамилии авторов. Апочему наобложках новых книг нет никаких фамилий?
Анатолий Торкунов: Потому что над новыми учебниками работали десятки людей. Ябыл научным руководителем авторского коллектива, вкотором собрано около двух десятков известных ученых.
Может, есть смысл проводить вшколах классные часы, тематические уроки омеждународной ситуации вокруг России?
Анатолий Торкунов: Школьники, даинетолько они, получают сегодня огромный объем информации. Ксожалению, чаще всего бессистемно, и, конечно, корректно помочь ребятам разобраться втом, что происходит вмире, итем более сделать это висторическом контексте, былобы очень полезно. Думаю, такую работу профессиональней всего моглибы делать учителя истории. Как это сделать организационно, должна, по-моему, определять сама школа. Называть такие мини-лекции, занятия можно как угодно СРоссией вокруг света, Международный дневник, Мир за15минут
Предполагается, что в11-м классе будет новый предмет Россия вмире. Очем икак надо рассказывать наэтих уроках?
Анатолий Торкунов: Концепция исодержание курса истории в11-мклассе, окотором выговорите, еще необсуждались вРоссийском историческом обществе. Ноясно, что этот курс должен быть культуроформирующим иличностнозначимым для школьников. Впервую очередь речь идет овключении знаний оботечественной истории всистему миропонимания выпускников, орасширении опыта анализа явлений прошлого исовременности. Старшеклассники, думаю, должны изучать исторические источники, проводить сопоставительное рассмотрение информации изкурсов отечественной ивсеобщей истории. Это будет как раз продолжением той линии, которая сейчас заложена вучебниках для 610классов.
Что изменится впреподавании истории студентам вузов?
Анатолий Торкунов: Понадобится менять учебники иввузах. Думаю, здесь неможет идти речь ободной, двух или даже трех линейках. Язато, чтобы укаждого вуза был свой, соответствующий специфике учебного заведения, учебник. ВМГИМО работа над таким учебником идет, моглибы подготовить учебники РГГУ, МГУ, другие вузы.
3-й
105064, Москва, Гороховский пер., 4; телефон приемной комиссии: +7 (499) 261-31-52.
|
3-й
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6 Телефон: 8 (812) 329-71-35.
|
4-й
Вадковский переулок, 1. Тел.: (499) 973-30-76.
|
3-й
Москва, 1-й Краснокурсантский пр., 1/4
|